#40 Научиться водить автомобиль

У меня никогда не было необходимости водить автомобиль. В Екатеринбурге машина особо не требовалась, в Китае тоже, в Москве тем более. Казалось, что это полезный навык, но мы как-то с ним не совпадали. И всё это ещё усугублялось многочисленными сложностями, о которых рассказывали друзья и знакомые, получившие водительские права. Небольшой соцопрос показывает, что 8 из 10 человек пришлось в конце концов заплатить, чтобы наконец-то сдать экзамен.

Я во всех этих серых схемах участвовать не хотел, так что жил и не тужил.

Водительские права есть у моей супруги и периодически видел, насколько иногда удобно взять каршеринг или арендовать автомобиль в другой стране. Но как-то это было достаточно редко, чаще мы выбирали шкуру пешеходов и наслаждались долгими прогулками.

Конечно, с переездом в США всё кардинально изменилось.

Остин, в котором мы прожили первые три месяца после переезда в Америку — типичный городок, где есть небольшой даунтаун и огромная одноэтажная субурбия, которая расстилается на километры мили в разные стороны. И чтобы добраться хоть куда-нибудь, нужно иметь автомобиль.

Однажды мы в шутку решили посчитать, что на местных улицах встречается чаще — пешеходы или американские флаги. Флаги выиграли.

Мне было сложно представить как это возможно, что расстояние из точки, А в точку Б на автомобиле можно преодолеть за 20 минут, на велосипеде — за два или потратить и шесть часов, если идти пешком. А это вполне себе американская повседневность. Вся инфраструктура в первую очередь предназначена именно для автомобилей.

Поэтому в первый же месяц мы купили автомобиль и я сразу же начал учиться водить.

Как получить права в США

Так как всё создано для водителей, то и водить в Америке начинают с юного возраста. А сам процесс получения водительских прав состоит из двух этапов:

— Шестичасовой онлайн-курс и экзамен по теории (в интернете)
— Практический экзамен на водительские права

Как только сдаёшь теорию — получаешь «ученические» права. В разных штатах действуют разные ограничения по ним, но чаще всего — с такими правами можно без проблем водить автомобиль, если на пассажирском сиденье находится человек с полноценными правами. Сделано это для того, чтобы подростки могли тренироваться со своими родителями и сдавать настоящий экзамен уже подготовленными.

Так что я начал по тому же пути — оплатил на сайте курс и начал погружаться в теоретические особенности вождения автомобиля и поведения на дорогах.

Сам курс (напомню, что он предназначен для подростков) выглядит очень круто. В основном там рассказывается о том, почему не стоит пользоваться телефоном во время движения, как общаться с полицией и прочие особенности. Ну и, естественно, как избежать неприятных ситуаций на дороге и правильно реагировать на возможные сложности.

Вот пример одного из видеороликов:

Потом нужно сдать тест, распечатать результат и отвести в полицейский участок. В участке проверяют зрение — сотрудник откатывается на стуле на два метра назад, достаёт карточку и просит прочитать буквы. Потом фотографируют, распечатывают бумагу, с которой можно ездить. А через неделю права приходят на почту. С этими ученическими правами уже можно постепенно практиковаться. Чему я и посвятил последующие недели под чутким взором моей возлюбленной.

Экзамен на водительские права

Если честно, я не планировал получать «настоящие» права в Техасе и думал завершить эту процедуру в Нью-Йорке, но как оказалось, там нельзя продолжить этот процесс. То есть пришлось бы снова получать «ученические» права, а только потом сдавать полноценный экзамен. Тратить время и деньги мне не очень хотелось, так что в последний момент — буквально за пару дней до выезда в Нью-Йорк, я записался в автошколу. Решил взять один урок и сразу экзамен.

В назначенный час я пришёл в автошколу, бабуля лет семидесяти по имени Мишель меня поприветствовала и пригласила сесть в её крупный автомобиль. Она спросила, где находится руль, какие кнопки нужно нажимать, чтобы повернуть налево и направо, а также куда нажать, чтобы посигналить. После этого мы тронулись и поехали колесить по нейборхуду, периодически выезжая на большие трассы.

Мишель сразу сказала, что я достаточно нелепо вращаю рулём на поворотах и не очень хорошо перестраиваюсь. Поэтому над этими шероховатостями мы и работали в течение урока. Ну и кроме того, пару раз прорабатывали параллельную парковку, но с ней почти сразу всё было окей.

Спустя час Мишель сказала «You can do it, buddy» и мы выдвинулись на экзамен.

Мои приятели, которые сдавали экзамен в этой же школе, говорили, что сперва инструктор показывает как будет выглядеть тест и делает первый пробный круг, а уже потом начинается настоящий-настоящий экзамен.

Так что когда у нас всё началось, я был уверен, что это ещё часть практики. В итоге на протяжении всего времени я продолжал ненапряженно разговаривать с Мишель, спрашивал советы и вёл себя достаточно расслабленно. Ещё даже немного удивлялся, почему она не давала мне подсказки во время параллельной парковки, и что-то записывала на листочек. И я действительно наивно думал, что мы потом обсудим с ней записанные ошибки, чтобы я мог сдать экзамен идеально.

В итоге Мишель указала, чтобы я подъехал к автошколе. Я остановился на парковке, а Мишель в это время мне протягивает мои ученические права и говорит, что я могу их выбросить. Оказывается, у меня не было никакого тестового теста и это уже был полноценный экзамен. И я его сдал!

Ученические и полноценные права

Так что через пару дней я отправился в полицейский участок, где мне обрезали ученические права, сделали новую фотографию и выдали временную бумагу, с которой я мог полноценно водить.

Впечатления от вождения

В Штатах без автомобиля просто нельзя выжить, поэтому даже если бы мне не понравилось водить, то всё равно пришлось бы всем этим заниматься. Но на самом деле, я в эту категорию не попадаю.

Водить — круто. Это очень необычное и приятное ощущение — когда ты запрыгиваешь в движущийся объект, управляешь им, да ещё и коммуницируешь с другими такими же водителями через правила и продуманные сигналы.

Через пару дней после сдачи экзамена у нас был запланирован переезд из Техаса в Нью-Йорк, а это 26 часов в пути. Конечно, в силу моей малоопытности, я провёл за рулём всего лишь пару часов от этого времени, но я действительно доволен, что у меня появился этот навык. Тем более именно там, где без него ну никак нельзя.

Ну, а через пару недель после получения прав я отправился в самостоятельную автомобильную прогулку, которая закончилась тем, что в меня врезался мусорный грузовик. Все живы, машина сильно пострадала, но это уже совсем другая история.

Что к чему и зачем я это делаю

27 апреля